Суббота, 05.07.2025, 17:32
Приветствую Вас, Гость

Дополнительная образовательная программа
 для учащихся 2-3 классов (8-10 лет)

Авторы Дутчина Н.Н., Крамарова А.Г.
Цель курса

         Формирование первоначальных исследовательских умений учащихся (поисковых, информационных, организационных, оценочных), развитие навыков самостоятельной практической  работы.

Задачи программы

 ·        развитие мотивации к процессу получения знаний;

·        ознакомление с ролью науки, научных и учебных исследований в жизни людей;

·        знакомство с природой научного знания, методами исследований;

·        формирование умений осуществлять учебное исследование, работать с информацией, организовывать свою учебно-исследовательскую деятельность, анализировать и оценивать ее, презентовать результат;

·        развитие творческого, критического мышления, расширения кругозора учащихся;

·        развитие умений, способствующих саморазвитию учащихся: самовыражения, самопрезентации и рефлексии;

·        воспитание целеустремленности, самостоятельности, инициативности, творческого отношения к делу.

В качестве ведущих методов обучения используются проблемные, игровые, исследовательские, эвристические методы.

 Форма подведения итогов

 По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт учебного исследования по предметной тематике, выступление. 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 Введение. (1час)

Цель. Познакомить учащихся с целями и задачами изучаемого курса.

Понятие «исследовательская деятельность». Важность исследовательских умений в жизни современного человека. Диагностика исследовательских интересов учащихся.

 Раздел 1. Способы мыслительной деятельности. (17 часов)

Цель. Формирование инструментальных навыков и умений логического и творческого мышления.

Умение видеть проблему  3 часа.

Тренинговые упражнения: «Назовите как можно больше признаков предмета», «Сколько значений у предмета», «Посмотри на мир чужими глазами», «Тема одна – сюжетов много», «Составь рассказ от имени другого персонажа».

Выдвижение гипотезы   2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Что случилось?», «Если бы …», упражнения на обстоятельства.

Умение задавать вопросы  2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Да и нет», «Угадай, о чем спросили», «Задай вопрос герою произведения», «Найди причину события с помощью вопроса».

Умение давать определения понятиям 2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Отгадай по описанию», «Трудные слова», «Объясни инопланетянину», разгадывание и составление загадок, кроссвордов.

Умение классифицировать  2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Четвертый лишний», «Чем отличаются (похожи) эти предметы», «Продолжи ряд», «Объедини предметы», «Найди ошибки».

Умение вести наблюдение  2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Рассматривание», «Кто пропал?», «Найди отличия».

Эксперимент  2 часа.

Тренинговые упражнения.

Мысленные эксперименты, эксперименты с реальными объектами.

Суждения, умозаключения  2 часа.

Тренинговые упражнения.

«Проверьте правильность утверждений», «Что на что похоже?»,  «Как люди смотрят на мир».

Раздел 2. Этапы работы в рамках исследовательской деятельности. (19 часов)

Цель. Овладение техникой исследовательского поиска.

Как выбрать тему исследования 1 часа.

Классификация тем. Общие направления исследований. Правила выбора темы исследования.

Какими могут быть темы исследования 1 час.

 Распределение тем на группы.

Цель и задачи исследования 2 часа.

Отличие цели от задач. Постановка целей и задач.

Гипотеза исследования 2 часа.

Понятие «гипотеза», ее значение в исследовательской работе. Способы постановки гипотезы исследования.

Организация исследования 8 часов.

План исследовательской работы. Ознакомление с методами исследования ( подумать самостоятельно, просмотреть книги о том, что исследуешь, спросить у других людей, познакомиться с кино-  и телефильмами по теме исследования, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет, понаблюдать, провести эксперимент). Выбор источников для сбора материала.

Подготовка к защите исследовательской деятельности 3 часа.

План обобщения полученных данных. Формы представления результатов. Оформление работы.

Защита результатов исследования 2 часа.

 Психологический аспект готовности к выступлению. Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.

3. Самостоятельные исследования. (6 часов)

Цель. Применение полученных знаний в самостоятельной исследовательской деятельности.

Проведение собственных экспериментов.

4. Результаты исследования и их обработка. Защита проекта. (19 часов)

Цель. Учиться излагать добытую информацию, доказывать свою точку зрения.

Подготовка проектов 11 часов.

Знакомство со структурой оформления исследовательского проекта. Подготовка текста сообщения. Оформление результатов практической деятельности.

Составление схем, иллюстрирующих процесс исследования 4 часа.

Выявить и обозначить все замеченные парадоксы.

Защита индивидуальных  проектов 3 часа

Культура выступления: соблюдение правил этикета, ответы на вопросы, заключительное слово.

Анализ результатов практической деятельности 1час

Собственная оценка проделанной работы.  

5. Практическая работа с компьютером.  (7 часов)

Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих   процесс исследования   3 часа.

Усвоение алгоритма создания презентации исследования   4 час

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач предусмотрены 2 вида занятий:  теоретические и практические. Виды занятий в процессе обучения тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Содержание программы рассчитано на 1 год.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Концепция развития исследовательской деятельности учащихся/Авт.: Алексеев Н.Г. и др. – В ж. «Исследовательская работа школьников», 2002.

2.     Савенков А.И. Я – исследователь: рабочая тетрадь для младших школьников. – Самара: Учебная литература. Издательский дом «Фёдоров», 2007 г.

3.     Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. 2002. №1. С. 34-45.

4.     «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование». Изд. 4 раза в год. Подписной индекс – 81415.

5.     Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.

6.     Авгусманова Т.В. Программа курса "Методика исследовательской деятельности учащихся"

7.     Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. — М.: Народное образование, 2001. — 272 с.

8.     Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить младшего школьника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2002.

9.     Савенков А.И. Психология исследовательского поведения и исследовательские способности // Исследовательская работа школьников. 2003. №2. С. 38-49.

10.  Савенков А.И. Учебное исследование в начальной школе//Начальная школа, №12, 2000.