Хвалить ребенка: полезно или вредно
Поощрения в виде похвалы могут оказывать разное влияние на ребенка. Отчего это зависит? Похвала помогает мотивировать ребенка, повышать его уверенность в себе, стремление решать поставленные задачи или справляться с проблемами. Родители, которые уделяют такому положительному подкреплению должное внимание, развивают социальные навыки ребенка, и он вырастает социально-адаптированной личностью.

Однако в некоторых случаях похвала, действительно, может подорвать
мотивацию вашего ребенка. Например, в ситуации сравнительной похвалы
родитель учит ребенка, что важен его статус, положение в конкурентной
среде, а не знания, мастерство, поэтому происходит подмена целей. Если
цель - превзойти других детей, ребенок теряет внутренннюю мотивацию.
Решение задачи становится интересным ребенку настолько, насколько она
позволяет ему показать, что он лучше других.
Правильные способы: как хвалить ребенка
Для того, чтобы похвала стала движущей силой, родителям необходимо соблюдать некоторые принципы:
- Будьте осторожны, когда хвалите ребенка за достижения, которые ему достались легко.
- Если хвалите за то, что ребенок и так любит делать, обращайте внимание и на то, что он не любит делать.
- Поощряйте ребенка в том, чтобы он сосредотачивался на освоении навыков, а не на сравнении себя с другими.
Похвала в зависимости от возраста
Кроме того, важно знать и понимать уровень развития вашего ребенка и не требовать больше того, что соответствует его возрасту.
Маленьких детей до двух лет похвала родителей побуждает к
самостоятельному исследованию, любопытству, исследовать самостоятельно.
Когда родитель поощряет независимость ребенка, это положительно влияет
на его интеллектуальное и психологическое развитие, дети лучше
справляются со сложными задачами.
В более старшем возрасте дети уже чувствуют, если родители используют
похвалу, например, как манипулятивное средство или если похвала
демонстрирует отношение свысока, делает упор на конкуренцию. Поэтому
ваша честность, искренность и родительская компетентность становятся
обязательным условием корректного использования такого подкрепления.
Стоит также избегать хвалить только за какие-то способности, навыки,
потому что ребенок может начать избегать деятельности, где он может
потерпеть неудачу, боясь не получить высокую оценку его данным. Детей
надо поощрять в том, что у них есть сила, потенциал повлиять, изменить.
Следует также объяснять, что и в неудачах есть нужный нам опыт.
Конкретизируйте и описывайте, за что вы хвалите ребенка. Не должно быть
общих фраз и идеализации (ты сделал так, как никто бы не смог). Тогда у
ребенка будут создаваться адекватное понимание, стандарты, а не тревога и
неверное представление о себе и об окружающей действительности.